Адреса: 61153, м. Харків, пр. Ювілейний, 52-А

ПРОГРАМА
навчання у школі самоконтролю
дітей з цукровим діабетом та членів їх сімей

Навчання хворих проводиться за участю мультидисциплінарної групи фахівців: ендокринолог, дієтолог, психолог.
Плануються три етапи у повному циклі терапевтичного навчання: підготовчий, основний та заключний. На кожному етапі виділяються завдання, які вирішують психолог і лікар, як окремо, так і спільно.
Основною метою підготовчого етапу є відбір, формування та підготовка групи до заняття.
Основний етап навчального циклу спрямований на ефективне навчання хворих навичок контрольних та лікувальних заходів при діабеті, а також на створення стійкої мотивації на зміну способу життя та підтримання компенсації захворювання.
Заключний етап повинен бути логічним завершенням всього навчального циклу, метою якого стає медична та психологічна підтримка пацієнта в умовах тяжкого хронічного захворювання та вироблення установки на досягнення високого рівня якості життя при діабеті. На кожному етапі пропонуються конкретні завдання для лікаря та для психолога.

 

УРОВНИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ

Первый уровень – программа для детей с впервые выявленным СД и для их родителей. В этот период и дети, и их родители находятся в состоянии тяжелого психологического стресса. Барьер неприятия болезни в первые месяцы затрудняет процесс принятия информации о своей болезни и новых правилах жизни. Главная идея программы – показать детям и их родителям, что жизнь с диабетом возможна, что главный тезис «Диабет – не болезнь, а образ жизни» – не просто фраза, а реальность для них. При этом необходимо создать мотивацию у ребенка и его родителей на самоконтроль СД, обучить правильному питанию, контролю гликемии и возможностям управления инсулинотерапией.

Темы программы 1 уровня:

  1. Что такое диабет? Причины диабета. Чем ты отличаешься от детей без диабета? «Диабет – не болезнь, а образ жизни». Ты не одинок. Диабет и знаменитости.
  2. Обмен углеводов в норме и при диабете. Инсулин – ключ к получению энергии. Ручное управление. Диабет 1 и 2 типа. Необходимость инсулинотерапии.
  3. Здоровое полноценное питание – залог здоровья. Хлебные единицы – что это?
  4. Глюкометр – мой надежный помощник. Самоконтроль при диабете. Современные средства самоконтроля.
  5. Инсулинотерапия – главное оружие и близкий друг. Учимся быть докторами (техника и правила введения инсулина, виды инсулинов, подбор дозы и схемы введения инсулинов).
  6. Инсулиновая помпа, ее возможности.
  7. Гипогликемия – это не страшно, потому что я знаю, как с ней справиться.
  8. Кетоацидоз – причины, проявления, лечение.
  9. Физическая активность – еще один рычаг в управлении гликемией.
  10. Итоговое занятие: «Мой день рождения. Я все смогу преодолеть».

Тема по осложнениям СД в данной программе намеренно не обсуждается, чтобы не усугублять стресс ребенка и его родителей, но на протяжении всего обучения объясняется, почему необходимо иметь хорошие показатели гликемии.

Второй уровень – программа «продвинутого уровня» для подростков с длительностью СД более года (прошедших ранее 1-й уровень обучения и имеющих удовлетворительный уровень знаний о СД). Длительный период СД вносит свои особенности в психологию ребенка, особенно подростка. После 1-го года заболевания и далее, чем больше стаж, независимо от уровня знаний ребенок начинает считать, что все ситуации жизни с СД освоены, учиться в «школе диабета» нет смысла – он все знает. Ребенок ставит другой барьер неприятия информации – барьер подростка, переживающего психологический кризис взросления, проходящего стадию «нигилизма». Обучение 2 уровня должно проводиться через 6–12 месяцев после начала заболевания и детям с большим стажем СД.
Мы приводим уже модифицированную на базе нашей школы само-контроля программу среднего уровня. Главная задача – научить ребенка и/или его родных тонкой технике коррекции дозы инсулина, управлению инсулинотерапией с моделированием на жизненные ситуации. Занятия для этой группы детей проводятся в форме деловой игры с обязательным выбором для ребенка своего ролевого участия.

Темы программы «продвинутого уровня»:

  1. «Как я живу с диабетом. Мои проблемы и мои способы их решения».
  2. Самоконтроль. «Кто прав, кто виноват? Насколько честен мой глюкометр? Как и когда я измеряю сахар крови? Мой уровень гликированного гемоглобина».
  3. Вопросы питания. «Мы есть то, что мы едим. Гликемический индекс пищи. Я могу им управлять». Расчет индивидуальной потребности в болюсном инсулине (углеводного коэффициента-УК)
  4. Инсулинотерапия. Правильность введения, смена игл. Расчет коррекционной дозы инсулина (КД). Моделируем жизнь. Инсулиновая помпа – новые возможности.
  5. Гипогликемия. «Есть ли у тебя сок или сахар в кармане? Научился ли я справляться с гипогликемией?». «Получасовая порция мочи»
  6. «Мир моих увлечений. Занятия спортом мне помогают во всем». Контроль гликемии при физических нагрузках.
  7. Поздние осложнения диабета. «Я могу их предупредить и остановить».
  8. Ситуационные задачи.

Третичный уровень обучения «виртуозы самоконтроля» (уровень 3)

Поддержка дальнейшей мотивации на обучение и развитие

  1. Сахарный диабет - динамический процесс? Мотивация дальнейшего обучения и самоконтроля.
  2. Современные средства мониторинга гликемии, их использования в домашних условиях. Ведение электронного дневника самоконтроля.
  3. Новейшие методы лечения диабета. Характеристика препаратов аналогов инсулина, обращения с инсулином, места и техника введения, способы и средства ввода.
  4. Пониженное содержание сахара крови (гипогликемия) и гипергликемия (причины), профилактика коматозных состояний. Побочные эффекты инсулинотерапии, их причины и методы устранения.
  5. Индивидуальный расчет диетического режима, гликемический индекс продуктов , влияние жиров и белков на углеводный обмен и дозу инсулина углеводный коэффициент.
  6. Интенсивна инсулинотерапия. Расчет индивидуальной чувствительности к инсулину и дозы на коррекцию гипергликемии, пищевой нагрузки.
  7. Инсулиновые помпы. Дополнительная учебная программа для носителей инсулиновых дозаторов. Понятие о болезненных и базальный режимы поступления инсулина, тренинг навыков работы с меню инсулиновой помпы, анализ возможных ошибок и осложнений. Профилактика кетоза и гипогликемии. Психологические проблемы.

По окончании обучения пациенты (и/или члены семьи) должны знать:

  • механизм действия инсулина;
  • патогенез симптомов сахарного диабета;
  • патогенез и профилактику неотложных состояний и сосудистых осложнений диабета, критерии компенсации углеводного обмена;
  • роль инсулино-, диетотерапии и физических нагрузок в компенсации болезни;
  • осложнения терапии сахарного диабета.

По окончании обучения пациенты (и/или члены семьи) должны уметь:

  • контролировать гликемию, глюкозурию, ацетонурию в домашних условиях, правильно интерпретировать полученные данные;
  • правильно оценивать собственные ощущения и самочувствие (своевременно выявлять симптомы гипогликемии, в том числе так называемые скрытые и самые ранние клинические признаки декомпенсации болезни);
  • планировать питание (составление меню, подсчет калорийности и сахарной ценности пищи, гликемический индекс, пользование таблицей замены продуктов). Знать свой углеводный коэффициент – то есть, сколько инсулина необходимо для утилизации 12 г. углеводов=1 ХЕ. Самостоятельно корригировать диету при изменении уровня гликемии и самочувствия, в условиях изменившейся жизненной ситуации (изменение объёма физической нагрузки, на фоне стрессовых ситуаций, интеркуррентного заболевания);
  • контролировать адекватность инсулинотерапии, корригировать режим инсулинотерапии — уменьшать или увеличивать дозу инсулина, вводить коррекционную дозу инсулина, зная свою чувствительность к нему, переносить время инъекции в зависимости от показателей гликемии, изменения уровня физической нагрузки, эмоциональный стресса, заболевания;
  • предупредить развитие декомпенсации болезни (самостоятельно изменять тактику лечебных мероприятий при неожиданных изменениях ситуации)
  • предупреждать развитие синдрома хронической передозировки инсулина (введение дробных доз с учетом чувствительности к инсулину).
  • члены семьи пациента должны уметь оказать доврачебную помощь при неотложных ситуациях: гипогликемии, кетоацидозе, коматозном состоянии.

Контроль знаний и навыков проводился как в конце каждого занятия (путём решения каждым пациентом ситуационных задач), так и на протяжении цикла и по окончании обучения — заполнение модулей.
Демонстрационный материал представлен фильмами, презентациями, наборами схем, меню, таблиц замены продуктов, банком ситуационных задач.

e-max.it: your social media marketing partner